Реформы валютных систем

Валютные системы

Нынешние финансовые системы сложно назвать надежными и стабильными. После рухнувшего в 1990-х годах Азиатского механизма потерпели крах американские и европейские системы. Однако цена замедления роста и безработицы очень часто слишком высока.
 
Тем не менее, эффективность реформ во многом зависит от согласия по ключевым вопросам, достичь которого весьма сложно. Уклониться от налогов и правил сейчас очень легко — этому способствует свобода в передвижении денежных средств, на рынке, свобода самих людей. Это могло бы стать ограничением для государственных интервенций, но только при условии принятия этических стандартов и правил.
 
Первое, что необходимо решить, это вопрос о ликвидации последствий краха системно значимых институтов. Банкротство кредиторов может привести к негативным последствиям, как считает правительство, поэтому каждый раз налогоплательщиков заставляют спасать кредиторов. Но на самом деле этот процесс только развязывает кредиторам руки — они могут рисковать, зная, что им всегда придут на помощь.
 
Новый закон, принятый в США, меняет существующую процедуру банкротства. Теперь компании-банкроты делят на части, продавая, ликвидируя или соединяя с другими. Это более эффективная процедура, но пока она не применяется в других финансовых центрах, например, Великобритании, положительного результата не будет.
 
Понятно, что международная валютная система требует реформы. Однако для начала стоит определиться, есть ли эта самая система? Определенных правил и контролируемой международной валюты у современных правительств нет. Идеальной и функционирующей валютной системы сложно добиться в условиях роста рынков и капитала, а также их капризов и прихотей. Мировая экономика процветает, но система по-прежнему не организована и не упорядочена. Именно отсутствие четкости в системе приводит к финансовым кризисам.
 
Плавающие валютные курсы могут стать заменой международным корректировкам, однако на деле большинство стран приходят к выводу о невыгодности плавающих валют. Но что если для участия в мировой экономике нужно будет отдать часть своего экономического суверенитета и скоординировать политику?
 
Во-первых, МВФ берет все под собственный контроль и обязывает стороны следовать нормам и практикам. Стороны, в свою очередь, должны придерживаться рекомендаций МВФ, Большой двадцатки и других. Во-вторых, вводятся финансовые штрафы за нарушение установленных правил.
 
Возможно, новый подход, связанный с колебанием валютных курсов, будет более эффективным. Чтобы воспользоваться им, нужно договориться о равновесном валютном курсе с широким диапазоном, позволяющим валютам совершать колебания, а рынкам — применять инструменты дисциплины. И все же многие страны будут ориентированы на интервенции государства.
 
Другой проблемой является выбор подходящей резервной валюты. Ею мог бы стать доллар, однако во всем мире существуют жалобы на преимущество США, подрывающее конкурентоспособность международной экономики.
 
Резервной валюты должно быть достаточно для нужд финансового мира, она должна быть стабильной и доступной, что подчеркивает смысл использования для этих целей одной или нескольких национальных валют.